2 апреля – День единения народов Беларуси и России

078

Начало интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации как двух независимых суверенных государств было положено 2 апреля 1996 года. Именно в этот день президенты Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, основываясь на исторически сложившейся общности судеб народов, опираясь на их волю к дальнейшему сближению. А ровно через год, 2 апреля 1997-го, новый импульс процессу интеграции дал Договор о Союзе Беларуси и России. В числе основных целей – повышение уровня жизни народов, укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между странами в политической, экономической, социальной и других областях, устойчивое социально-экономическое развитие государств на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики.

Важным этапом на пути становления и развития союзных отношений стало подписание 25 декабря 1998 года Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и протокола к нему. В этих документах президенты двух стран твёрдо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета. Одновременно были определены основные направления интеграционной работы в экономической и социальной сферах. А с подписанием 8 декабря 1999 года Договора о создании Союзного государства и программы действий по его реализации открылся путь для выхода на качественно новый уровень единения двух братских стран и народов.

За годы существования Союзного государства были реализованы и продолжают осуществляться десятки программ. В первую очередь они связаны с наукой, обороной, безопасностью и социальной сферой. Есть разработки в области энергетики, экономики, сельского хозяйства и, конечно, политики.

Продвигается сотрудничество в культурной сфере. Традиционными стали совместные фестивали, встречи деятелей искусств, культурные обмены и гастроли творческих коллективов, выставки, мероприятия для детей и др.

За прошедшее время союзный проект доказал свою востребованность и жизнеспособность. Сформирована солидная договорно-правовая база. Заключено множество соглашений, регулирующих практически все ключевые аспекты двустороннего сотрудничества. За эти годы Беларусь и Россия добились значительных интеграционных результатов. Это касается равенства граждан в основных свободах и правах, взаимодействия в областях науки, обороны, культуры… И Беларусь, и Россия с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий сохраняют и чтят свои суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

2018 г. стал насыщенным для белорусско-российских отношений. Президенты двух стран провели не менее 13 совместных рабочих встреч и обсудили немало острых вопросов, решение части из которых было отложено на следующий год.

Конец 2018 года преподнес Беларуси и России решение сразу нескольких важных вопросов, которые стояли на повестке дня не один год.

Во-первых, двумя государствами была одобрена новая редакция военной доктрины Союзного государства.

Предыдущая редакция, к слову, была принята еще в далеком 2001 г. и морально устарела. Теперь новую редакцию Доктрины остается завизировать на уровне Высшего Госсовета как главного органа Союзного государства. Данный факт показывает приверженность развитию союзнических отношений Беларуси и России в области безопасности.

В рамках научно-технического сотрудничества было реализовано рекордное количество программ – 12. Более того, в 2016-2017 гг. были пересмотрены подходы к формированию содержания этих программ.

Главной задачей сегодня является уход от мелкотемья и ставка на стратегические, крупномасштабные исследовательские проекты.

Третьим важным прорывом стала подготовка соглашения о взаимном признании виз, появления которого ожидали еще с середины 2000-х гг. К концу года текст соглашения был опубликован. Начало его реализации ожидается уже летом 2019 г. Подготовленное соглашение призвано отрегулировать переход белорусско-российской границы гражданами третьих стран, которые сегодня не имеют возможности транзита через границу наземным транспортом.

Важной темой переговоров является и постепенная отмена роуминга. И хотя в этом году не удалось выйти на окончательное соглашение, однако было достигнуто принципиальное согласие в необходимости этих мер, а также принято решение о постепенном снижении тарифов. Если еще в первой половине года особую позицию занимали некоторые операторы мобильной связи, то уже к концу года единственным препятствием стала синхронизация тарифов за мобильный трафик, которые отличаются в России и Беларуси.

Особым достижением можно назвать постепенное решение проблемы снятия барьеров по реализации белорусской сельскохозяйственной продукции. Шаг за шагом с белорусских предприятий снимаются ограничения, и проблема теперь не стоит так остро.

Повестка на 2019 год

В этом отношении 2019 г. можно рассматривать как стояние на перекрестке, когда главными событиями белорусско-российских отношений станут переговоры: от вопросов цены нефти и газа до вопросов апгрейда Союзного договора.

Можно с уверенностью сказать, что интенсификация отношений будет только увеличиваться. Ведь в Беларуси в 2019 г. запускается также еще один альтернативный источник энергии – БелАЭС.

Ее введение в эксплуатацию предусматривает постепенный отказ от газа и мазута, переход на электротранспорт в различных сферах жизнедеятельности, что со временем перекроит энергетический рынок страны.

Двадцатилетний юбилей Союзного договора активизирует работу по осмыслению и обновлению союзных соглашений, актуализации интеграционной повестки дня. По информации автора этих строк, уже сегодня профильные ведомства двух стран работают над анализом функционирования союзного договора и вносят свои предложения по вопросам его модернизации.

Предполагается, что в центре внимания окажутся и вопросы промышленной кооперации, создания совместных технологических цепочек, призванных также углубить совместную работу в области импортозамещения.

078

Также президентом и председателем Центризбиркома Беларуси 2019 г. анонсируется как предвыборный. В политических кругах страны идет дискуссия о том, как разделить выпадающие на близкие даты 2020 г. президентскую и парламентскую кампании. Предлагается перенести одну из них на ноябрь-декабрь 2019 г. Имеется мнение, что вместе с избирательной кампанией будет организован и республиканский референдум. Также неясно, какие вопросы могут быть вынесены на него. Возможны варианты: от введения новой модели выборов в парламент до реформирования местного самоуправления. Думается, что мы об этом узнаем уже достаточно скоро. А пока можно говорить, что 2019 г. для Беларуси и белорусско-российских отношений будет богатым на события, которые потенциально имеют судьбоносный характер.

Основные цели интеграционного процесса России и Беларуси, – это повышение благосостояния населения каждой из стран, достижения продуктивной занятости, свободное перемещение граждан и функционирование общего рынка труда в Союзном государстве, обеспечение коллективной безопасности и прав человека.